28.10.2020

Измерение результатов производства

Следующая проблема состоит в измерении результатов производства. Результатом деятельности предприятия является его продукция, имеющая потребительскую ценность и измеряемая в денежной и натурально-вещест-венной формах. Различают продукт и услугу.

Продукт имеет вещественную форму (изделие, построенный дом и др.). Услуга — вид деятельности, который не меняет вещную форму продукта, но увеличивает его первоначальную стоимость в соответствии с потребностями заказчика. Это перевозки, ремонт, придание товару улучшенных потребительских свойств, организация продаж и т.п.

Продукция в вещной форме учитывается прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (штуки, тонны, кубометры и т.д.). В основу учета обобщенных результатов приняты денежные измерители. Они характеризуют себестоимость либо цену продукции. Себестоимость остается всегда индивидуальной вследствие различий условий и организационно-технического уровня производства. Поэтому более объективным инструментом оценки объема продукции является цена. В практике используется несколько видов цен.

1. Фактические цены, которые могут быть договорными (свободными), лимитируемыми и фиксируемыми. В процессе товародвижения промышленной продукции различают оптовые цены производителя (цен предприятия), цену оптовой торговли (включающую также транспортные расходы и снабженческо-сбытовые наценки оптовиков) и розничные цены. Сложившаяся практика налогообложения требует выделения в платежных документах кроме цены производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акциза и  других «косвенных налогов».

2. Цены, принимаемые при составлении плановых расчетов — в технико-экономических расчетах, бизнес-планах и других документах прогнозного характера. Плановые цены затем обычно корректируются, чтобы учесть инфляцию и влияние других ценообразующих факторов.

3. Сопоставимые цены, т.е. приведенные к базовому периоду (моменту).

Важной является проблема учета и  соизмерения результатов деятельности отдельных подразделений в составе предприятия, поскольку в каждом из них может быть своя степень завершенности производства продукции. С этих позиций различают незавершенное производство, полуфабрикат и готовые изделия.

Под полуфабрикатом понимаются продукты, законченные обработкой в данном подразделении, но в соответствии с технологией последующей обработки, предназначенные для использования в других подразделениях предприятия. Товарная продукция, законченные услуги и произведенный полуфабрикат составляют валовой выпуск подразделения, а со стоимостью остатков незавершенного производства — его валовой оборот. Суть и схема формирования различных видов продукции на предприятии понятны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *