28.10.2020

Логистика в системе материально-технического обеспечения

Логистика — наука о планировании,  управлении и контроле  за движением материальных  ресурсов и кадров, энергоресурсов,  информации  и прочих потоков в различных системах .
Различают  макро-,  микро-   и металогистику.

Макрологистическая система представляет собой объединение  всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям народного хозяйства (например, России). Металогистика  представляет собой  совокупность функциональных подразделений  различных предприятий и систем. Система микрологистики  охватывает движение материальных и информационных  потоков  в рамках одного предприятия  или производственной системы.

Логистическая деятельность имеет три основы:

  • технику (совокупность всех  технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы);
  • информацию (статистическая и динамическая  информация о движении материальных  и нематериальных потоков  в системах);
  • экономику предприятия и народного хозяйства.

Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками  в системах. Логистика охватывает  сферу производства  и обмена материальных благ (подсистем материально-технического  снабжения  и сбыта продукции).  Она нацелена на создание  и контроль  деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами   и обработкой  информации.

Техника. В  условиях недостатка инвестиций и платежного кризиса в строительном  комплексе России предпочтительна лизинговая форма приобретения  и использования машин  и оборудования. Задача логистики:  для машин и оборудования, подлежащих монтажу, целесообразно  организовать  поставки с максимальным  приближением  к моменту их монтажа.

Материалы,  строительные конструкции и детали:  важно рационализировать   материальные потоки, чтобы минимизировать связанные с этим затраты.

Рынок строительных  материалов и капитальное строительство  в целом имеют условия для применения логистики  в организации материальных потоков,  в т.ч. товародвижения.  Этими условиями можно считать:

  • высокий уровень конкуренции    на рынке строительных материалов;
  • незагруженность предприятий промышленности  строительных материалов, что вынуждает удовлетворять повышенные требования потребителей   (строительных организаций);
  • формирование значительной части материального потока  внутри строительного комплекса, зависимость от действий его  звеньев  и подразделений;
  • то, что материальный поток  в строительстве (как отрасли конечного  потребления), начинаясь за его пределами, завершается использованием материальных ресурсов в процессе воспроизводства основных фондов, поэтому логистика здесь не ограничивается только сферой строительства;
  • на каждой стадии строительства  требуется свой материальный поток (подготовительная, основная и заключительная стадии;  нулевой и основной цикл возведения здания и т.п.), требующих своих логических решений.  Это отличает строительство от промышленности;
  • то,  что производитель работ по одним и тем же  материалам должен использовать различные логистические решения.  Действительно, материальный поток во времени меняет свою пространственную направленность — по мере перемещения работ  с одного объекта на другой  или при одновременном воздействии нескольких объектов, когда поток разветвляется.

Важной задачей является построение рациональных  логических  решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих   в движении материального потока.  Иногда  целесообразно удлинить  логистическую цепь, включить в нее торговых посредников, особенно посредников малого бизнеса.
Специфическим для строительства промежуточным  звеном логистической цепи являются подразделения производственно-технологической комплектации.

Таким образом, новые условия хозяйствования изменили характер взаимоотношений в строительном комплексе, потребовали ускорить движение и удешевить материальные и иные потоки и, соответственно, разработать и применить более эффективные методы материального обеспечения строительства.

В условиях экономики рыночного типа для поставщиков главной проблемой  стала организация сбыта продукции, что заставляет их повышать качество услуг, а для потребителей — уменьшать затраты  на приобретение продукции.
Строительный комплекс (как крупнейший субъект конечного потребления материальных ресурсов) наиболее сильно заинтересован в решении задач выбора эффективных форм приобретения и рационального движения и использования ресурсов, что и входит в сферу логистики. По  машинам и оборудованию — это лизинг; по материалам и конструкциям — это организация материальных потоков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *