Логистика — наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов и кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в различных системах .
Различают макро-, микро- и металогистику.
Макрологистическая система представляет собой объединение всех предприятий, организаций и производственных систем по всем отраслям народного хозяйства (например, России). Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделений различных предприятий и систем. Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы.
Логистическая деятельность имеет три основы:
- технику (совокупность всех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы);
- информацию (статистическая и динамическая информация о движении материальных и нематериальных потоков в системах);
- экономику предприятия и народного хозяйства.
Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах. Логистика охватывает сферу производства и обмена материальных благ (подсистем материально-технического снабжения и сбыта продукции). Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой информации.
Техника. В условиях недостатка инвестиций и платежного кризиса в строительном комплексе России предпочтительна лизинговая форма приобретения и использования машин и оборудования. Задача логистики: для машин и оборудования, подлежащих монтажу, целесообразно организовать поставки с максимальным приближением к моменту их монтажа.
Материалы, строительные конструкции и детали: важно рационализировать материальные потоки, чтобы минимизировать связанные с этим затраты.
Рынок строительных материалов и капитальное строительство в целом имеют условия для применения логистики в организации материальных потоков, в т.ч. товародвижения. Этими условиями можно считать:
- высокий уровень конкуренции на рынке строительных материалов;
- незагруженность предприятий промышленности строительных материалов, что вынуждает удовлетворять повышенные требования потребителей (строительных организаций);
- формирование значительной части материального потока внутри строительного комплекса, зависимость от действий его звеньев и подразделений;
- то, что материальный поток в строительстве (как отрасли конечного потребления), начинаясь за его пределами, завершается использованием материальных ресурсов в процессе воспроизводства основных фондов, поэтому логистика здесь не ограничивается только сферой строительства;
- на каждой стадии строительства требуется свой материальный поток (подготовительная, основная и заключительная стадии; нулевой и основной цикл возведения здания и т.п.), требующих своих логических решений. Это отличает строительство от промышленности;
- то, что производитель работ по одним и тем же материалам должен использовать различные логистические решения. Действительно, материальный поток во времени меняет свою пространственную направленность — по мере перемещения работ с одного объекта на другой или при одновременном воздействии нескольких объектов, когда поток разветвляется.
Важной задачей является построение рациональных логических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. Иногда целесообразно удлинить логистическую цепь, включить в нее торговых посредников, особенно посредников малого бизнеса.
Специфическим для строительства промежуточным звеном логистической цепи являются подразделения производственно-технологической комплектации.
Таким образом, новые условия хозяйствования изменили характер взаимоотношений в строительном комплексе, потребовали ускорить движение и удешевить материальные и иные потоки и, соответственно, разработать и применить более эффективные методы материального обеспечения строительства.
В условиях экономики рыночного типа для поставщиков главной проблемой стала организация сбыта продукции, что заставляет их повышать качество услуг, а для потребителей — уменьшать затраты на приобретение продукции.
Строительный комплекс (как крупнейший субъект конечного потребления материальных ресурсов) наиболее сильно заинтересован в решении задач выбора эффективных форм приобретения и рационального движения и использования ресурсов, что и входит в сферу логистики. По машинам и оборудованию — это лизинг; по материалам и конструкциям — это организация материальных потоков.