21.10.2020

Методы и приемы экономического анализа

Традиционно используют три группы методов (и приемов) экономического анализа: экспертно-логический, сравнительный (сопоставительный) и аналитические методы .

Экспертно-логический анализ — это анализ мысленный, без применения средств обработки и фиксации данных, основывающийся исключительно на знаниях, опыте и интуиции специалиста. Остальные методы используют учетно-отчетную информацию  и определенные средства ее обработки — расчеты вручную, с применением калькулятора, с использованием ЭВМ.

В силу своей простоты наибольшее распространение получил сравнительный анализ. В то же время он дает упрощенное представление о хозяйственной деятельности. Данные отчета за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями, с нормативами, с показателями за прошлый период, с показателями других предприятий. Сопоставление с планом и нормативами нередко именуют субъективным методом сравнительного анализа, с предшествующими периодами — историческим методом, с другими предприятиями, аналогами — внешним методом анализа. Условия работы и уровень других показателей при сравнительном анализе в большинстве случаев количественно не соизмеряются.

Группировка как один из приемов сравнительного анализа применяется, главным образом, для того, чтобы предварительно (либо в целевом порядке) систематизировать большой цифровой материал (например, о посещаемости рабочих), расставить его в определенном порядке и затем уже осуществлять собственно анализ.

Аналитические методы включают широкий набор приемов прямого счета и простейших математических выражений, которыми описываются зависимости результатов производства от каждого фактора.

Детализация как прием счета состоит в разбивке сложных показателей на простые, синтетических — на элементарные по характеру показателей, времени, месту и т.д. Так, себестоимость может быть детализирована по элементам либо статьям затрат.

Расчет средних величин используется для расчета обобщающих характеристик массовых явлений в деятельности предприятия: средний разряд рабочих, средняя выработка и т.п. Расчет средних величин часто дополняется группировками (например, рабочих по профессиям, по возрасту и др.)

Элиминирование представляет собой ряд приемов, применяемых для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, при котором последовательно рассматривают каждый фактор как переменный, предполагая остальные постоянными.  Это способы цепных подстановок, способ разниц, индексный метод (базисные и цепные индексы).

В способе цепных подстановок оперируют абсолютными значениями факторов. Способ разниц аналогичен ему, но оперируют при этом отклонениями от заданных величин.

Расчет индексов применяют для оценки темпов динамики показателей (например, роста объемов СМР за несколько лет в сопоставлении с динамикой влияющих на них частных факторов). Различают базисные и цепные индексы. В первом случае показатели всего временного ряда сравниваются с базисным показателем, во втором — каждый раз с показателем предыдущего периода.

Балансовая увязка заключается в соизмерении двух систем экономических показателей, между которыми имеется полное соответствие, равенство, например, бухгалтерский баланс предприятия.

Обратим внимание на некоторые приемы сравнительного метода. Прием усредненных критериальных оценок. Суть его состоит в том, что значения аналитических показателей сравниваются с их критериальными (нормативными) значениями, например, усредненными в отрасли. Метод прост и доступен, но далеко не везде применим, поскольку имеется лишь небольшое число показателей, по которым существуют достаточно устойчивые, надежные пороговые оценки. Метод не позволяет сделать надежные выводы и в тех случаях, когда разные аналитические показатели получают не однозначные оценки относительно их пороговых значений. Метод (прием) широко применяют при анализе финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия.

Метод сопоставления динамики показателей с динамикой однозначных показателей, усредненной по отраслям или группам показателей, более богат своими возможностями, но для этого необходимо располагать усредненными показателями. В зарубежной практике сбором и обработкой данных занимаются специальные фирмы. В России такая работа только начинается, результаты публикуются. Информация экономических обзоров по предприятиям отрасли представляется по годам, на ее основе строятся три кривые : медиана, соответствующая средним значениям показателя, верхняя и нижняя квартили. Последние «отсекают» 25% крайних значений показателя, расположенных соответственно выше и ниже медианы.

Методика анализа состоит в следующем:

  • на основе опубликованной обзорной информации устанавливается отраслевая принадлежность предприятия;
  • по каждому из анализируемых показателей предприятия строится график его изменения за ряд лет;
  • эта тенденция накладывается на отраслевой график тенденций медианы, верхней и нижней квартилей.

Попадание показателей предприятия в сегмент между медианой и верхней квартилью свидетельствуют о стабильном его положении (например, финансовом), то же ниже медианы — о наличии промахов, недостаточно эффективной работе. Если показатели располагаются выше верхней либо ниже нижней квартилей, то состояние предприятия считается неординарным, что дает основание для проведения комплексного анализа рассматриваемого показателя либо деятельности предприятия в целом.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *