Стратегический анализ – новое направление экономического анализа, вызванное развитием рыночных отношений. Его задачей является выработка концепции и стратегии развития предприятия, установление главных приоритетов.
Цель стратегического анализа состоит в формировании стратегической перспективы строительной организации, обеспечивающей ей закрепление на рынке капитального строительства и высокую (достаточную) прибыльность работы.
Стратегический анализ предполагает четыре основных этапа действий.
- Анализ внешнеэкономической среды: состояние рынка строительной продукции; состава и характеристики предприятий-конкурентов; возможных деловых партнеров (поставщиков, субподрядчиков, банков и др.). В анализ входит изучение и прогноз политических, правовых, технологических, демографических и других факторов внешней среды, определяющих внешние связи предприятия. Результатом анализа должно стать четкое знание возможных границ функционирования своей строительной организации в рыночном пространстве.
- Анализ потенциала предприятия: изучение внутренней среды своего предприятия, внутренних связей в сопоставлении со своими конкурентами, со среднеотраслевым уровнем и т.п. Этот этап включает оценку маркетинговой и логистической службы предприятия, уровня производства и состояния финансов, наличия перспективных наработок и контактов. В результате анализа устанавливаются границы собственных возможностей обеспечения конкурентоспособности предприятия.
- Анализ стратегических факторов успеха: выявление и анализ мер, которые могут повысить конкурентоспособность предприятия, перечень рекомендуемых направлений диверсификации его деятельности. Это могут быть: предложение новых товаров или услуг, снижение цены на свою продукцию, повышение ее качества и др.
- Формулирование стратегии предприятия: разработка, оценка и отбор возможных стратегий, например:
- стратегия инвестирования и роста (наступательная). Она может состоять в создании филиалов предприятий в новых районах, в расширении специализации, инвестировании средств в новые технологии и т.п.;
- стратегия оборонительная, закрепления позиций в определенной нише строительного рынка;
- промежуточные стратегии.