31.10.2020

Показатели доходов и прибыли предприятия

По своей сути прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Она может служить критерием рационального хозяйствования и отражает эффективность его производственно-хозяйственной деятельности, степень использования всех ресурсов – показывает превышение доходов, полученных предпринимателем над понесёнными для этого расходами.

В самом общем виде прибыль определяется как разница между денежной выручкой организации от производства и реализации продукции (работ, услуг) и издержками на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) складывается из суммы денежных поступлений от продажи или реализации конечных результатов всех видов деятельности по ценам реализации. Виды деятельности, которые может выполнять организация, перечислены в её Уставе.

В условиях рыночной экономики прибыль является целью деятельности отдельных граждан и юридических лиц (коммерческих организаций). В ГК РФ [2, ст. 50] при определении коммерческих организаций записано: «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».

В условиях свободного предпринимательства именно прибыль определяет сферу приложения капитала и усилий предпринимателя – убыточные предприятия не могут существовать (лишь при условии дотации со стороны местных властей или государства, но и в этом случае предприниматель – хозяин предприятия прибыль получает), т.к. прибыль является источником развития предприятия.

Прибыль определяется сопоставлением доходов и расходов, в экономике предприятия их сопоставляют по следующим направлениям: от обычных видов деятельности, операционных, внереализационных. Схема формирования прибыли предприятия приведена в форме статистической отчётности № 2 («Отчёт о прибылях и убытках»).

В хозяйственной деятельности любой организации можно выделить несколько видов прибыли:

а) по источникам образованияприбыль валовая (выручка от продажи продукции за вычетом себестоимости продукции), прибыль от продаж (прибыль валовая за вычетом коммерческих и управленческих расходов), сальдо (итог) операционной деятельности, сальдо (итог) внереализационной деятельности, прибыль до налогообложения (сумма прибыли от продаж и сальдо от операционной и внереализационной деятельности);

б) по распределению – прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности (прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль), чистая (нераспределённая) прибыль (прибыль от обычной деятельности с учётом чрезвычайных доходов и расходов);

в) для целей управленияплановая (рассчитывается в бизнес-плане), фактическая (определяется по данным бухгалтерского учёта), нормативная (закладывается в цену продукции при её обосновании), плановые накопления (или сметная прибыль – термин, используемый в строительной деятельности при определении сметных и договорных цен на строительную продукцию);

г) по возможности распоряжениямаржинальная прибыль или доход(разность между выручкой и прямыми переменными производственными затратами по реализованной продукции), представляет собой сумму валовой прибыли и условно-постоянных расходов предприятия, т.е. тех результатов и ресурсов, которыми предприятие распоряжается для своих нужд. Используется для расчёта порога прибыльности (точки безубыточности) производства.
На прибыль предприятия влияют различные условия (факторы), которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние факторы связаны с ситуацией на рынках сбыта и закупок, на финансовых рынках, с макроэкономической средой. Они влияют на выручку и затраты предприятия. Это – объём спроса и предложения товаров, цены на продукты и ресурсы, проценты по кредитам, нормы амортизации, ставки налогов.

Внутренние условия являются результатом внутрипроизводственных управленческих решений, это – производственная мощность предприятия (ограничивает объем выпуска продукции), применяемые технологии и организация производственных процессов (влияют на качество товаров и услуг и эффективность использования ресурсов, а следовательно, и на себестоимость производства и цены реализации продукции предприятия), уровень финансового менеджмента (определяет результативность деятельности).

Основные пути увеличения прибыли предприятия:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счёт рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др.

Прибыль, получаемая предприятием, в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами предприятия должна распределяться. Под распределением понимается направление части прибыли в бюджет (уплата налогов на прибыль и отдельные виды доходов), использование на нужды предприятия и его собственников.

При распределении прибыли целесообразно учитывать принципы:

  • величина прибыли предприятия, остававшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованность в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности;
  • прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, направляется сначала на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

Объектом распределения является прибыль до налогообложения, из которой уплачивается налог на прибыль. Остающаяся чистая прибыль распределяется по решению собственника (общего собрания собственников) с учётом потребностей трудового коллектива и выбранной стратегии деятельности организации.

Основные направления расходования чистой прибыли (по целям дальнейшего использования) могут быть:

  • формирование резервного фонда;
  • создание фонда финансового риска;
  • фонд материального поощрения работников;
  • фонд научно-технического развития и т.п.

Прибыль, являясь важнейшим экономическим показателем предприятия, характеризует результат, но не эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить его результаты (прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *