Земля – постоянный естественно-географический фактор производства, который в наименьшей степени зависит или вообще не зависит от деятельности человека. Но некоторая зависимость всё же прослеживается – для предпринимательства в различных сферах деятельности нужны:
а) совершенно неосвоенные участки земли с залежами природных ископаемых, например, в добывающей промышленности (добыча нефти, газа, рудных материалов и т.д.);
б) освоенные территории для размещения предприятий;
в) малоосвоенные – для застройки жилыми домами, зданиями, сооружениями.
При организации своего производства предприниматель должен каким-то образом определить географию и конкретное местоположение предприятия. Исходными принципами при размещении предприятия являются следующие:
- характер выпускаемой продукции;
- характер производственных процессов;
- характер потребления.
При выборе региона местоположения предприятия учитываются следующие факторы:
а) возможность обеспечения созданного предприятия рабочей силой – наличие необходимого количества и квалификации работников, требуемый уровень их зарплаты, обеспеченность жильем и социально-бытовыми условиями и удобствами;
б) возможности обеспечения организуемого производства сырьём и материалами (для материалоёмких производств важна близость к источникам сырья (снижаются транспортные затраты); для потребляющих импортное сырьё важна близость к портам, таможням, перевалочным базам);
в) наличие транспортных возможностей – вид необходимого транспорта, его грузоподъемность, тарифы на грузоперевозки, сохранность грузов при транспортировке, возможность пакетирования и контейнеризации готовой продукции;
г) возможности обслуживания или условия обеспечения нормального производственного процесса – организация водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, утилизации отходов, наличие инфраструктуры бизнеса;
д) близость к рынку сбыта и географические границы рынка. Если всё производство ориентировано на одного потребителя (например, асфальто-бетонный или завод по производству железобетонных изделий – на конкретную строительную организацию) или ограничено территориально, то и размещать предприятие целесообразно на этой же территории для минимизации транспортных затрат на перевозку готовой продукции;
е) другие факторы.
Определяющий критерий выбора земельного участка для предприятия – минимизация общих затрат на производство и реализацию продукции (производственно-сбытовых издержек).