Торги в строительстве – это конкурсный способ сдачи подряда или поставки при подрядном способе производства работ. По сравнению с прямыми двухсторонними договорами они создают условия конкуренции между участниками строительного процесса.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, последующими изменениями и дополнениями, а также другими нормативно-методическими документами.
Различают две формы торгов – закрытые и открытые. В первом случае заказчик приглашает к участию в торгах известные ему предприятия, из которых отдает предпочтение одному. В открытых торгах могут участвовать все желающие.
Честные торги являются мощным инструментом экономической оптимизации цены строительной продукции. Чем больше оферентов, тем ниже цена, либо жестче (и лучше) условия контракта. В результате соперничества договорная цена понижается на 5-30 %. Выигрывают торги (и получают реальные стимулы для своего развития), как правило, те предприятия, у которых лучше организация производства, труда и управления и которые предложили лучшие условия.
Этапы процедуры торгов:
1 этап — заказчик уведомляет претендентов о своем намерении вступить в сделку. При этом разрабатывается “приглашение к торгам” и “тендер” (тендерная документация, состоящая из технической и коммерческой частей);
2 этап — претенденты представляют заказчику свои предложения (оферты);
3 этап — определяется победитель торгов, оформляется протокол тендерного комитета;
4 этап — подписывается контракт (при успешном проведении торгов).
Тендерная документация разделяется на 2 части:
- общую (общие условия торгов, место и время проведения торгов, кто их проводит и т.д.);
- специальную (технико-экономическая характеристика объекта; что должен представлять оферент; основные коммерческие и технические условия; сроки строительства; условия платежа и др.).
К ним могут прилагаться спецификации, чертежи и другая документация.
Фирма, получившая подряд с торгов, заключает контракт с заказчиком. В нем оговариваются: стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, виды санкций, страхование, особые условия. Контракт юридически оформляется и обеспечивается его юридическое сопровождение (назначается юридическое лицо для контроля выполнения обязательств).
Для заказчика важной является задача назначения критериев, по которым будут оцениваться и отбираться тендерные предложения. Так, при проведении торгов под эгидой Международного банка реконструкции и развития (МБРР) или Организации Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) применяется методика факторного анализа тендерных предложений П. Марша. Она предполагает денежное выражение для заказчика преимуществ и недостатков предложений оферентов. Применяются временные и условные факторы.
Имеются три группы условных факторов. Они связаны:
- с техническими параметрами и производительностью;
- с проектными решениями;
- с процессом строительства.
Положительный и отрицательный эффект рассчитываются на определенный период. Эти показатели как бы корректируют предлагаемую оферентами цену в некую приведенную цену (с учетом эксплуатации объекта), по которой и сравниваются предложения.
Существуют также методы качественного анализа тендерных предложений, например, японский метод ступенчатого агрегирования факторов. Выделяются 5 факторов: технология, оборудование, производственные гарантии, инфраструктура и услуги.
При выявлении победителей торгов играет роль форма оплаты услуг поставщиков и подрядчиков. Например:
- компенсационная схема (кредит поставщика оплачивается поставками продукции на созданных мощностях);
- концессионная схема «строишь-эксплуатируешь-передаешь». Генподрядчик эксплуатирует построенный объект до возмещения своих затрат, после чего передает заказчику.