31.10.2020

Понятие и задачи экономического анализа

Под экономическим анализом (ЭА) понимают исследование деятельности предприятия — состояния, условий и результатов его функционирования. В системе контроллинга анализ формулируется как «анализ отклонений, интерпретация причин, выработка предложений».

Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная и финансово-экономическая деятельность предприятия, отражаемая в плановой, учетной, отчетной и другой информации.

Объектом экономического анализа является само предприятие, его подразделения и другие организационно оформленные производственные единицы (цех, производственный участок, бригада, звено, рабочее место), а также технологически обособленные комплексы и объекты производства.

Подразделения строительной организации в большинстве случаев работают как хозрасчетные единицы (центры ответственности, квазипредприятия), несущие полную ответственность за результаты своей деятельности и свободные в оперативном управлении. Каждое из них является поставщиком и потребителем внутренних услуг по ценам, сопоставимым с ценами услуг внешних поставщиков.

Выделяют три типа квазипредприятий:

  • профит-центр;
  • сервис-центр;
  • центр затрат.

Профит-центрами являются подразделения основного производства (например, механизированная колонна), реализующие продукцию и услуги на внешнем рынке, работающие по реальным рыночным ценам и получающие доход с оборота из внешнего рынка.

Сервис-центры обычно ограничены в поиске услуг на стороне (например, служба материально-технического обеспечения производства). Результаты их деятельности оцениваются по данным оборота внутреннего «рынка» предприятия, по внутренним (приближенным к внешним) тарифам, ценам.

Центрами затрат считаются подразделения, сильно интегрированные в производственный процесс предприятия и потому не имеющие необходимости в поиске клиентов на стороне (например, отдел обработки производственной информации). Их экономические результаты оцениваются по фактическим затратам.

Цель экономического анализа в целом состоит в правильной оценке состояния и деятельности предприятия для повышения степени обоснованности плановых (управленческих) решений. Главная задача экономического анализа — выявление и использование внутрихозяйственных возможностей предприятия, а также контроль за выполнением плановых решений.

Переход к рыночным отношениям значительно активизировал роль экономического анализа (анализа деловой ситуации) в управлении предприятием:

  1. Существенно усложнилась и расширилась подлежащая рассмотрению (изучению) экономическая картина. Дополнительно появилась необходимость анализа состояния рынка, собственного стратегического положения в нем, анализа предпринимательского риска и др.
  2. Меняются требования к качеству аналитических решений. Сегодня наиболее преуспевающие фирмы большую долю своей прибыли получают от использования новых технологий.

Аналитические задачи (виды анализа) классифицируют:

  • по содержанию и сторонам исследования (экономические, технико-экономические, функционально-стоимостные);
  • по времени принятия решения (перспективные, ретроспективные, текущие);
  • по кругу изучаемых вопросов (комплексный, тематический, локальный анализ);
  • по продолжительности анализируемого периода: периодический анализ (за год, квартал, месяц) и оперативный анализ (за декаду, неделю, сутки, смену).

Важнейшими задачами комплексного экономического анализа являются:

  • повышение уровня обоснованности планов и внутренних нормативов;
  • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдение нормативов, опирающееся на данные учета и отчетности;
  • определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (в совокупности и раздельно);
  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (требований самоокупаемости, самофинансирования, материальной заинтересованности и материальной ответственности хозяйственной единицы);
  • выявление и измерение дополнительных возможностей повышения прибыльности;
  • выявление степени оптимальности управленческих решений (на всех уровнях менеджмента).

Экономический анализ должен быть конкретным и систематическим.

Конкретность анализа достигается глубоким изучением данных учета, отчетности и первичных документов. Систематичность анализа означает, что он должен проводиться регулярно. В числе других требований экономического анализа называют объективность отражения процесса производства, единство информационного поля (учетно-отчетных и плановых показателей) и рациональную систему информации, своевременность и оперативность проведения анализа.

Экономический анализ можно условно разделить на следующие уровни:

  • стратегический анализ, который является частью действий предприятия по разработке и реализации своей рыночной стратегии;
  • анализ хозяйственной деятельности (АХД) предприятия, т.е. оценка его производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, конкурентоспособности, эффективности использования ресурсов и выявления возможностей дальнейшего развития и повышения эффективности производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *