Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин определяются по нормативной потребности в машинах (маш.-ч.) и цены 1 маш.-ч. их эксплуатации.
Нормативная потребность в строительных машинах определяется:
- по показателям из локальной ресурсной ведомости (локальной сметы) и сопоставлением их с данными согласованного ПОС или ППР;
- сразу по данным согласованного с подрядчиком ПОС или ППР.
Оценка затрат выполняется:
- в базисном уровне — по Сборнику сметных норм на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
- в текущем (прогнозном) уровне — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.
Такие данные могут быть получены от подрядных строительно-монтажных организаций.
Стоимость 1 маш.-ч. эксплуатации машин (Смаш.-ч.) расчетным путем определяется по формуле:
где:
А — норматив постоянных эксплутационных затрат (амортизационные отчисления на полное восстановление машин), р./маш.-ч.;
З — норматив заработной платы рабочих, управляющих машинами, р./маш.-ч.;
Б — норматив затрат на замену быстроизнашивающихся частей, р./маш.-ч.;
Э — норматив затрат энергоносителей, р./маш.-ч.;
С — то же смазочных материалов;
Г — то же гидравлической жидкости;
Р — то же затрат на все виды ремонтов, техническое обслуживание и диагностирование машин;
П — то же на перебазирование машин.
Используют и другую формулу, где:
Сед — единовременные затраты на 1 маш.-ч. (р./маш.-ч.);
Сгод — то же годовые затраты;
Сэксп — то же эксплутационные затраты;
Кнр- коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз эксплуатации строительных машин.
В данном случае учитывают:
Сед — стоимость перебазировки машин с базы на строительную площадку или с одной строительной площадки на другую, включая затраты по монтажу, демонтажу, погрузке и разгрузке машин и использованию монтажных средств;
Сгод — соответствует амортизационным отчислениям;
Сэксп — заработная плата рабочих на машинах, затраты на электроэнергию, топливо, сжатый воздух, смазочные и обтирочные материалы, содержание и ремонт временных рельсовых путей для башенных кранов и ряд других затрат.
Текущий уровень сметных цен может быть определен и таким образом:
- вначале определяется базисный уровень цен по СНиП 4.03-91;
- затем он умножается на индекс изменения стоимости. При этом используется как прямой счет (калькулирование), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ)- по группам машин.